Для спектакля «Идиот» в Молодежном театре создали «отдельную реальность»

11 сентября Молодежный театр Республики Коми откроет второй творческий сезон премьерой спектакля «Идиот» по роману Федора Достоевского. На пресс-конференции накануне премьеры режиссер Максим Соколов и художник Анастасия Юдина ответили на вопросы журналистов.

— Молодежный театр эффектно вошел в культурную жизнь Республики Коми и сразу полюбился сыктывкарцам еще в прошлом году. Отрадно, что в год 100-летнего юбилея региона начало театрального сезона будет посвящено именно отечественной классике: А. Пушкину, Ф. Достоевскому, А. Чехову и другим известным писателям, – подчеркнула министр культуры республики Мария Балмастова.

По словам директора театра Михаила Матвеева, новый сезон Молодежного театра станет особенным.

— Мы сделали акцент на большую русскую классику. В июне состоялась премьера спектакля по произведениям А. Пушкина «Белкин. Истории о жизни и любви», сейчас завершается работа над «Идиотом», впереди еще постановка «Три сестры» по пьесе Чехова, — рассказал о творческих планах директор. – С одной стороны, это классика, с другой – эксперименты, разные жанры и способы ее воплощения.

Михаил Матвеев отметил, что с режиссером спектакля «Идиот» Максимом Соколовым многие зрители уже знакомы. В прошлом году он поставил городской вербатим «СКТВКР», который завоевал успех не только у публики, но и у критиков: спектакль был отобран в специальную программу фестиваля «Золотая Маска». Также над «Идиотом» работают художник Анастасия Юдина из Санкт-Петербурга и композитор Владимир Бочаров, прилетевший в Сыктывкар из Новосибирска.

Рассказывая о будущей премьере, постановщики обратили внимание на то, что «Идиот» не будет ни традиционной постановкой классики, ни переносом текста Достоевского в современность.

— У спектакля своя собственная отдельная реальность. Мы решили «разделить» текст и сценографию. Сценография – небытовая, действие происходит на горе, которая спускается в зрительный зал. Гора – это известный мифологический мотив, сакральный образ из Библии. Зритель смотрит на эту гору, слышит текст Достоевского, и такое сочетание рождает парадокс, который позволяет воспринимать «Идиота» по-другому, — поделился замыслом постановки режиссер. — Роман «Идиот» – это такая глыба. Я считаю, что диалог нужно вести с тем, что больше. Поэтому появилось это решение, и я рад и благодарен театру, что удалось его реализовать.

Максим Соколов обратил внимание на то, что один из важнейших вопросов, который возникает перед режиссерами, когда они работают над «Идиотом», — каким будет князь Мышкин сегодня.

— Мне очень повезло, я нашел Мышкина в Сыктывкаре, кто бы мог подумать. Исполнитель главной роли – Дмитрий Греченюк. Мы решили оттолкнуться от документальной правды: он переносит ту же болезнь, что и Федор Михайлович и князь Мышкин, — это эпилепсия. Но дело не только в ней, главное – это взгляд Димы на жизнь, на окружающих, на самого себя. Наш Мышкин неконцептуален и сам по себе является решением. Это Мышкин сегодня, и заменить его в этой роли невозможно, — рассказал режиссер.

По его словам, самое важное — найти троих главных персонажей: князя Мышкина, Настасью Филипповну и Рогожина.

— Здесь все трое идеально подходят. Вообще, вся труппа сильная. Мне было довольно интересно, но сложно, по-другому с Достоевским, с таким материалом не может быть. И мне очень интересно, как воспримет спектакль сыктывкарский зритель. Говорят, приходите в театр отдохнуть. Мне кажется, Достоевский не для отдыха, Достоевский — чтобы думать, чтобы чувствовать огромный спектр эмоций, от самых темных до самых светлых.

Жанр спектакля авторы определили как исследование романа. Как объяснил режиссер, это обозначение помогает зрителю настроиться на то, что он увидит.

— Жанр «исследование» дает зрителю ключ к восприятию спектакля. Если вы идете на драму «Идиот», вы будете ждать сюжет. Если идете на «исследование романа», то понимаете, что, кроме сюжетной линии, будет еще что-то.

Впечатлит зрителей не только сценография, но даже программка спектакля, на которой изображен женский портрет. Художник спектакля Анастасия Юдина рассказала, что это – фаюмский погребальный портрет, заменявший погребальную маску.

— У Достоевского красота – это загадка, красота спасет мир. Мы берем образ этой красивой женщины как пример античной классической красоты,- объяснила художник. – Я рада, что театр пошел на такую сложную сценографию и, в целом, художественное решение, и что мы его сообща реализовали. От чего-то пришлось отказаться, и я думаю, это пошло на пользу результату, — добавила она.

Премьерные показы спектакля «Идиот» состоятся 11 и 12 сентября на сцене театра им. В. Савина.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!